понедельник, 13 февраля 2012 г.

Современные образовательные технологии - дань моде или ...?




Вопросы для обсуждения: 
1. Какие технологии можно называть "современными"?
2. Должен ли учитель следовать только одной выбранной технологии (или может использовать элементы разных технологий). Не будет ли винигрет?
3. Как современные ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ технологии могут способствовать активному внедрению ЦОРов в образовательный процесс?

64 комментария:

  1. Уважаеме коллеги! Кафедра философии и методологии науки "ГАОУ ДПО СарИПКиПРО" приглашает всех принять участие в обсуждении использования сорвременных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в свете задач ФГОС ООО.
    Интересен имеющийся опыт, а также, возможно, те проблемы, с которыми пришлось столкнуться при использовании ИКТ, а также электронных обоазовательных ресурсов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые коллеги! Безусловно, современный урок с введением ФГОС без новых образовательных технологий уже не возможен и трудности встречаются. Во-первых, при большой загруженности учителя трудно подготовиться к нескольким урокам с применением ЭОР, т.к. каждую ссылку нужно посмотреть, отобрать нужные. Во-вторых, в нужный момент может подвести качество интернет-связи. Да и не каждый кабинет оснащен необходимым оборудованием. Но если все получается, то ЭОР только повышает качество урока. Такой урок вызывает отклик у учащихся. Особенно нравятся путешествия по виртуальным музеям, кроссворды, викторины, созданные с помощью сервиса LearningApps.org. Степанова С.В., Строганова А.А, Макаренко О.В, Миралиева Е С, слушатели курсов переподготовки учителей истории и обществознания.

      Удалить
    2. Уважаемая Ирина Леонтьевна !Хочется поделится своими впечатлениями по поводу курсов по накопительной системе учителей истории и обществознания ,проходивших с 10февраля по 25 апреля 2014г.Положительным моментом считаем увеличение части самостоятельной работы которую выполняли дистанционно что позволило нам индивидуализировать подходы к изучаемым темам курсов.Это позволило нам более глубоко раскрыть интересующие направления теоретической и практической частей самостоятельных работ.
      Интересным показался вариант курсов с проведением конференции "Современные подходы к обучению предметам общественно-научных дисциплин в условиях перехода на новые образовательные стандарты...."В ходе личного общения с представителями столичного научного сообщества получили возможность выйти за рамки регионального уровня понимания обсуждаемой проблемы.
      Не менее интересным и полезным оказался опыт участия в конференции по Холокосту т.к.открылось новое видение проблем ,на которые раньше мало обращали внимание в учебном процессе.
      Данные курсы стимулировали к поиску новых подходов к организации учебного и воспитательного процессов в условиях постоянно меняющейся образовательной среды .Огромное спасибо всем преподавателям кафедры и отдельные слова благодарности куратору курсов Каменчук Ирине Леонтьевне .
      Кондрашова А.Р
      Гришанова В.Е.
      Смирнова О.А.

      Удалить
  2. Современные образовательные технологии – дань моде или…? – вопрос актуальный и очень проблематичный. Напоминает «снежный ком».
    «Современные технологии» - это то, чего не было «вчера», но есть сегодня. Что привлекает внимание и вызывает интерес, что престижно и стильно, комфортно и безопасно. «Современные образовательной технологии» должны соответствовать, на мой взгляд, выше перечисленным признакам. Особенно, не наносить вред здоровью ребенка. Наша школа сегодня требует от учителя владения различными педагогическими технологиями. И если есть необходимость в использовании на уроке различных элементов, то почему нет. В конце концов, многим нравиться «винегрет» (если при этом повар профессионал и профессионально сочетает компоненты).
    Современный урок – это комплекс различных методов и средств обучения. Иначе это просто не современно! Что касается цифровых образовательных ресурсов и их активного внедрения в образовательный процесс - «это было бы смешно, если бы не было так грустно», простите за афоризм. Электронные учебники, ридеры, модули, сайты, блоги, работа с историческим документом через ЭОР, виртуальные музеи, айти-технологии, виртуальные кабинеты – плюсов много (лично мне, многое из перечисленного нравится, есть определенный опыт в этом направлении). Все замечательно и интересно сегодня. На мой взгляд, все это очень быстро насытит наших детей. Через лет этак…дети от всего этого будут «отмахиваться», как сегодня от книги и чтения в тиши. Новый стандарт упор делает не на предметные, а на личностные результаты. В соответствии с этим каждый учитель должен иметь возможность выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, индивидуальный образовательный план, т.е. обогатить индивидуальный опыт растущего человека. Должен, но не может (здания школы, 3 часа ФЗК замечательно, при этом спортзалы перегружены…, количество детей в классе…, качество школьной мебели оставляет желать лучшего… «неаудиторная занятость 7-8 уроком»). Дети устают! Сидение за компьютером не есть хорошо для растущего организма (можно добавить - зрение, сколиоз). Можно честно? Очень много пустых, громких слов и часто на практике слова расходятся с делом. Опять бежим очень быстро (поспешишь, людей насмешишь). Проблем в «нашей новой школе» очень много. «Педагогическая душа» - болит!
    С ув. Ольга Александровна Кочерягина, учитель истории и обществознания МАОУ Лицей №1 г Балаково Саратовской обл.

    ОтветитьУдалить
  3. Ольга Александровна! Безусловно, со многим из сказанного Вами трудно не согаситься. Подписываюсь под каждым словом относительно перегрузок наших детей, занятия физкультурой в подчас необорудованных помещениях, душных спортивных залах. А вот, что касается необходимости изменения в преподавании - думаю время пришло. И здесь важен поиск "золотой середины", сочетания традиций и новаторства на уроке и во внеурочной деятельности. Настало время вывести на авансцену ученика в качестве равноправного субъекта обучения. Учитель должен стать мудрым наставником, поскольку время, когда учитель и учебник были единственными источниками информации уходят в историю. Наступают НОВЫЕ времена, в которые миссия Учителя - помочь учащимся в обретении смысла.
    Электронные образовательные ресурсы, на мой взгляд, никак не мешают индивидуализации обучения, а как раз наоборот. Если мы рассматриваем ЭОР как некие статичные "картинки", то, безусловно, этим дети быстро пресытятся, а если инструментом деятельностного подхода, то вряд ли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Золотые слова, Ирина Леонтьевна! Совершенно согласна, что использование ЭОР в учебном процессе нельзя абстрагировать от учителя...УЧИТЕЛЬ остается учителем, именно он - носитель знаний...Все остальное -СРЕДСТВа, с помощью которых учитель может достучаться до души, мозгов и т.д. учеников. И личного опыта скажу, что, применяя современные информационные технологии, гораздо легче реализовать многие задуманные цели и задачи, нежели опираясь только на традиционные методы преподавания. Общество развивается, должны меняться и педтехнологии, ничего в этом плохого нет, если УЧИТЕЛЬ правильно их использует.

      Удалить
    2. Ваша позиция очень важна, Людмила Викторовна, учитывая опыт использования информационных образовательных технологий в преподавании истории и обществознания, проектной и исследовательской деятельности. Ведь кто-то из нас находится только в начале пути, кто-то, как Вы, имеете уже этот опыт. Поэтому считаю важным обсуждение, обмен имеющимся опытом. Надеюсь, мы будем говорить и о проблемах, с которыми предстоит столкнуться. Тем более, что впереди у нас- участие в курсах по использованю ЭОР в преподавании истории и обществознания. Вижу, что к нашему разговору присоединяются действительно заинтересованные профессионалы.

      Удалить
  4. Ирина Леонтьевна, добрый вечер! Наше обсуждение я хотела бы проиллюстрировать высказываниями детей.

    О чем говорят дети…
    Как и чему учить детей «сегодня»? Опрос проводился: 21.02.2012 г. в 10 (физико-математическом) классе, анонимно.

    На мой взгляд, существует два варианта обучения детей: виртуальный, к которому мы все стремимся и «классический». Так, что же лучше для детей? Будем лишь читать книжки, и рисовать на доске мелом, или смотреть презентации на каждом уроке? Что выбрать? Выход один – сочетать!

    Дети должны учиться вживую, но в тоже время совместно с нововведенными технологиями. Нельзя забывать о том, что подрастающему поколению нужно уметь правильно говорить и развивать свою речь, поэтому необходимо гуманитарное просвещение. Нужно проводить семинары, конференции в области истории литературы. Техническое же развитие, информационные технологии могут, на мой взгляд, быть уместны в сфере точных наук, в частности, информатике и математике. То есть каждому предмету должно быть свое – гуманитарные и естественные науки – «речевое» развитие и умение мыслить, для точных наук применимы информационные новшества. Что касается физического развития - не следует сильно нагружать, все должно быть совместимо с физическими (индивидуальными) способностями каждого человека. Нужно прививать любовь к культуре, искусству, Родине. Все это очень важно для развития детей честными, умными и добропорядочными людьми.

    Я считаю, что не нужно вводить в школе электронные носители. Ты просмотрел и прослушал, виртуальную экскурсию урок закончился, и у большинства все моментально вылетает из головы. Другое дело, когда ты пощупал, прошелся по залу музея и все увидел реально. Прочувствовал! Нужно беседовать с детьми, устраивать встречи, ставить сценки… Вот что урок делает интересным и разнообразным. Постоянная работа за компьютером вредит здоровью и плохо влияет на зрение. Нам интереснее всего узнавать информацию из первых уст.

    Считаю, что стоит «смешать» советские (устные и письменные) методы обучения вместе с теми методами, которые предлагает прогресс. Многое (из-за вредности для здоровья, например химические опыты) можем увидеть только виртуально. Однако опыты, личные встречи, практические работы (не интерактивные) позволяют намного лучше нам воспринимать полученную на уроке информацию…

    На мой взгляд, все нововведения в конечном итоге надоедают, ведь всегда хочется просто к чему-то прикоснуться. Раньше ученики учились, а учителя старались в доступной форме по-человечески преподнести материал. Электронный ресурс – хорошо, однако когда учитель рассказывает истории и есть контакт между учителем и учеником лучше!

    Есть такое ощущение, что в будущем информационные технологии будут на каждом шагу. Сегодня в основной своей массе дети стали ленивыми. Все ждут, что кто-то за них все сделает (решебник и поиск в интернете). Вместо того чтобы пользоваться такими мощными на сегодня возможностями прогресса для своего совершенствования люди наносят себе больше вреда. Все нужно в меру. Когда родители рассказывают о своем детстве, о всяких секциях и кружках становиться завидно.

    Детей нагружают домашним заданием. Многие очень поздно ложатся спать, а утром на этих ребят страшно смотреть. Такое чувство что на них испытывали приборы «мозгосжигания».

    …лучше вернуться к тому образованию, которое было в 80-90 гг, когда не было виртуальных кабинетов, сайтов школ и прочего электронного изобилия. Учиться становиться скучно, так как присутствовать на лекции, сходить классом в музей намного интереснее, чем прочитать или посмотреть подобную информацию в интернете. Раньше устраивали походы. Сейчас такого нет. У детей пропадает желание учиться, да и нагружать стали больше. После шестого урока у многих голова «раскалывается», не говоря уже о восьми.

    …из молодого поколения вырастет огромное количество специалистов без практики. А специалист без практики – не специалист!

    Единицы благодаря интернету, становятся разносторонне развиты, а остальные тратят напрасно время…

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемая Ольга Александровна!
    Я благодарна за те вопросы, которые Вы поднимаете в наших дискуссиях.
    Никоим образом не идеализируя возможности информационных технологий, и даже,не являясь их ярой сторонницей, все же считаю, что отказ от их использования в образовании - это регресс. Мне очень близка ваша идея гуманизации образования, но если мы определим технические новшества как удел естественно-научных предметов, а гуманитариям оставим "чтение и размышление", то это только усилит технократизм и предметоцентризм образования, обострит противостояние"физиков" и "лириков".Гуманизация возможна не за счет увеличения числа гуманитарных предметов и курсов, а за счет наполнения гуманитарным содержанием всех предметов.Ориентация новых стандартов на метапредметные результаты, очень надеюсь, позволит изменить традиционную предметно-специализированную систему обучения.
    Считаю ошибочным представление отдельных исследователей , что в современной школе учитель нужен лишь для того, чтобы сориентировать ученика в потоке информации. представляя ее как основу мышления. Информация должна обрести смысл, превратиться в "живое знание". Научить ребенка думать, осмысливать достижения человечетсва, свое отношения к миру - в этом заключается миссия современного учителя. Мировоззрения ученика не сформируют никакие технологии. Но если учитель не будет интересен ученику, вряд ли он добьется успеха.
    Не могу согласиться с идеей ненужности виртуальных экскурсий. На мой взгляд- это уникальная возможность приобщения к богатствам мировой культуры.Как можно остаться равнодушным к шедеврам Эрмитажа, Третьяковки, Лувра? Я всегда, отправляясь в путешествие, обязательно изучаю достопримечательности в интернете, их историю создания, биографии авторов. Эта информация помогает совершенно иначе, глубже воспринимать все "вживую". Всегда делюсь своими эмоциями с учениками, нередко они становятся началом наших совместных проектов.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая Ольга Александровна! Я с большим удовольствием бываю на экскурсиях в Виртуальном музее СГСЭУ, и хочу отметить, что сегодня в России их уже более 100. Столь внушительная цифра позволяет утверждать о востребованности в обществе и такой форму знакомства с русским художественным наследием.

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемые коллеги! Уважаемая Ирина Леонтьевна! Присоединяясь к работе блога, мне хочется поделиться своей позицией на заявленные для обсуждения вопросы.
    Во-первых, современные образовательные технологии - это короткий путь к достижению максимального учебного результата. К сожалению, сегодня происходит определенная подмена понятий "современные технологии" когда старые приемы и методы мы "вытягиваем" в пространство современных технологий.
    Во-вторых, использование моно технологий уже не в состоянии обеспечить требования общества, предъявляемые к образованию, тем более на фоне глобализации.
    На третий вопрос у меня нет однозначного ответа из-за отсутствия необходимой информации, но это не означает, что его нет.

    ОтветитьУдалить
  8. Действительно, Алла Анатольевна! Цифровые образовательные ресурсы и перспективы их использования- это та работа, ради которой блог и создавался. Предлагаю ознакомиться к коллекциями ЭОР, представленными на сайте ФЦИОР и Единой коллекции ЦОР.
    Думаю, что это сделает наши обсуждения более предметными.
    Адреса коллекций:
    http://school-collection.edu.ru/
    http://www.fcior.edu.ru/

    ОтветитьУдалить
  9. Великолепные ссылки, Ирина Леонтьевна!Думаю, что грамотное использование подобных ресурсов только обогатит учебно-воспитательный процесс!!!Остальное все в руках УЧИТЕЛЯ!!!

    ОтветитьУдалить
  10. Сегодня учителю важно определить, где, при решении каких образовательных задач максимально эффективно использовать ЭОР. Важно помнить, что ЭОР - всего лишь еще одно средство, при грамотном использовании которого, можно значительно повысить эффективность урока. Это ресурс, при помощи которого стираются географические и другие преграды (доступ к большим библиотекам, архивным документам, музеям…), помогает развивать способности и потребности у детей в коммуникации и мотивацию к изучению истории и других предметов. Уроки истории с использованием ЭОР, несомненно, современны и увлекательны. Ирина Леонтьевна, идея «ненужности виртуальных экскурсий», принадлежит детям (можно понять и объяснить этот «страх»). Я согласна с вами полностью, что «если учитель не будет интересен ученику», никакие современные технологии его не спасут.

    ОтветитьУдалить
  11. Думаю,что наши обсуждения о важности и необходимости изменения позиции учителя непременно перейдут в плоскость практического опыта использования информационных технологий, опыта дистанционного обучения.Хотелось бы услышать Ваши предложения по этому поводу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Ирина Леонтьевна! Использование ИТ - технологий на уроках истории и обществознания даёт, практически, неограниченные возможности: использовать электронную карту, подобрать необходимый исторический источник, посмотреть видеофильм, что позволит обучающимся находиться внутри нужной эпохи или события. Если раньше уроки страдали от недостатка иллюстративного материала, то теперь нужно умело его выбрать и применить. В сочетании «классического варианта» преподавания и нового «электронного», я бы выбрала золотую середину – без живого общения учитель - ученик никогда не будет продуктивного урока. Считаю, что личностно- эмоциональный аспект никогда не должен уходить на второй план. ЭОР смогут сотворить чудо, которого и ждут наши ребята.

      Удалить
  12. Согласна с Вами, Татьяна Сергеевна. ЭОР -это новый инструмент в арсенале современного учителя, который позволит сделать урок не только зрелищным и интересным, но также позволит организовать активную работу учеников как в классе, так и дома при выполнении домашних заданий, подготовке к конкурсам, олимпиадам.Задача учителя показать, что Интернет.- это не только "Одноклассники"! Благодарю Вас за то, что присоединились к обсуждению

    ОтветитьУдалить
  13. Современные образовательные технологии - дань моде? Думаю, что нет! Скорее это важнейшее условие развития современного образовательного процесса, которое выражается в необходимости школьного учителя соответствовать уровню современной информационной системы.
    Не секрет, что Интернет, в настоящее время – это информационная среда, где наши школьники пребывают или, выражаясь их терминологией «зависают» все свободное время. Использование на уроках и во внеурочной деятельности ЦОР и ЭОР позволяет открыть нашим детям образовательные ресурсы Интернета, вырвать их из монотонного виртуального общения в соц. сетях (ОК, VK) и направить в «нужное русло» возрастающего информационного потока. Это отличная возможность использовать на занятиях коллекции виртуальных музеев, интерактивные карты, модули и видеоархивы.
    Применение современных информационных технологий позволяет сделать процесс обучения более индивидуальным, достичь высоких личностных результатов ученика, в какой – либо области научных знаний. Это отличное поле для взаимно выгодного сотрудничества - УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК.
    На лично опыте могу заверить всех практикующих учителей, что использование интерактивных методов обучения на уроках истории, права и обществознания дает положительный эффект как в личностных так и мета предметных результатах учащихся. Киностудия, созданная учениками нашей школы, позволяет учащимся самим становиться частью образовательного процесса. В разработке и реализации проектов ученики проводят социологические опросы, добываю информацию, сотрудничают с различными организациями, проводят анализ и систематизируют полученные знания и, что самое главное - воплощают свои замыслы в конкретный продукт. Размещая свои видеофильмы с сети Интернет – учащиеся сами становятся источниками информации.
    Предлагаю коллегам ссылки на результаты проектной деятельности учеников нашей школы и заверяю, что участие в данных проектах делает школьную жизнь увлекательной и по- настоящему интересной.
    http://www.youtube.com/watch?v=klMpp-RepPg
    http://www.youtube.com/watch?v=EY8KNshpWXY
    http://www.youtube.com/watch?v=mNHzA4L9khA
    http://www.youtube.com/watch?v=2UeOnosc5GI

    Я согласна с мнением коллег о том, что дети перегружены, о том, что им не хватает двигательной активности, но вырвать их из «виртуальной жизни в соц. сетях» нам под силу только при использовании Интернета как образовательного пространства. А ведущая роль учителя в этом бесспорна!

    ОтветитьУдалить
  14. Уважаемая Татьяна Геннадьевна! Спасибо, что присоединились к обсуждению!
    Согласна, что на мировоззрение ученика оказывает личность учителя, уровень его профессионализма, толерантности - толерантности в смысле принятия и реализации идеи ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, равенства, разумеется, не в смысле объема знаний или жизненного опыта, но в своем прирожденном человеческом праве неограниченного познания мира, причем в тех формах, которые органичны и комфортны на индивидуально-личностном уровне. Ваш опыт проектной деятельности, результат которой- созданные учениками видеоролики - прекрасное тому подтверждение! Достигнутый в рамках проектной работы личностные и метапредметные результаты, на которые ориентируют ФГОС, говорят о ее эффективности.
    Обсуждая с педагогами области проблему эффективного использования новых, в том числе, информационно-коммуникативных технологий в современной школе в кафедральном блоге, проводя практические занятия в рамках курсовой подготовки, понимаешь, сколь непростая задача стоит перед школой с введением новых стандартов, учитывая инертность системы и техническое оснащение кабинетов.
    Использование современных технологий одновременно облегчает и усложняет работу учителя. Из информатора он превращается в проводника идей. При этом педагог должен обладать достаточно высоким уровнем знаний в области компьютерных технологий, совершенствоваться, преодолевая себя, чтобы не выглядеть в глазах наших "продвинутых" учеников полным профаном.

    ОтветитьУдалить
  15. Уважаемая Ирина Леонтьевна!
    Полностью с Вами согласна. На мой взгляд, взаимовыгодное сотрудничество УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК и состоит в том, чтобы не только учить, но и учиться самому и у своих учеников в том числе. Разве не это является примером для детей, что «не стыдно не знать чего-либо, стыдно не хотеть узнать». Нет предела самосовершенствованию и завершающиеся курсы для учителей истории в г. Вольске тому подтверждение. Урок по «Семейному праву» в 11 классе МОУ «СОШ № 6 г Вольска» данный в рамках круглого стола учителем истории Серяевой Н. А.. на мой взгляд, не оставил равнодушными ни учителей, ни учащихся. Технология веб-квеста представленная педагогом как одна из форм современных образовательных технологий позволяет как раз использовать в полном объеме ресурсы Интернета в образовательных целях. Я видела, с каким интересом работали ученики и не согласна с теми, кто считает, что «каждому предмету должно быть свое – гуманитарные и естественные науки – «речевое» развитие и умение мыслить, для точных наук применимы информационные новшества». Любую информацию в сети ученики должны найти - с помощью учителя, а затем самостоятельно - проанализировать, осмыслить, сделать выводы, сопоставить факты и аргументированно доказать свою позицию. Понимаю многих коллег, которым спокойнее работать, так как было раньше, но ведь в этом и сложность преподавания предмета «История», потому, что каждый прожитый день – это тоже в некотором смысле «история» и вернуться в него уже нельзя – только вперед! Колоссальное впечатление от урока! Обязательно разберусь во всех тонкостях веб-квета и попробую предложить своим ученикам!

    ОтветитьУдалить
  16. Современные образовательные технологии нельзя назвать данью моде. Это прежде всего возможность улучшить качество образования. Сегодня у учителя есть возможность применения различных методов, форм уроков и неурочной деятельности с применением современных образовательных технологий. Это не только традиционные уроки, но и семинары, конференции, практикумы, дискуссии, конкурсы, олимпиады, групповая и индивидуальная работа учащихся, проектная деятельность. Кроме того, Интернет помогает интерактивному общению учащихся друг с другом или с учителем.

    ОтветитьУдалить
  17. Современные образовательные технологии – дань моде или…? – вопрос актуальный и очень проблематичный. Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обуче¬ния все настойчивее звучит призыв к переходу на педагогические техноло¬гии. Информационные и коммуникационные технологии по признанию специалистов являются одним из приоритетных направлений науки и техники, которые в XXI веке станут решающими. Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных: грамотно работать с информацией (уметь со¬бирать необходимые для решения опреде¬ленной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, де¬лать необходимые обобщения, сопоставле¬ния с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статисти¬ческие закономерности, делать аргументи¬рованные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем). Все новые технологии обучения рассчитаны на умение учащихся учиться самостоятельно. На мой взгляд, это самое ценное. Применение современных информационных технологий позволяет достичь высоких личностных результатов обучающимися. Я- сторонник внедрения новых технологий в образовательный процесс, но считаю, что стоит сочетать различные методы обучения (не забывать и «старые») .

    ОтветитьУдалить
  18. Прошедший учебный год кафедра философии и методологии науки провела в активной подготовке учителей истории и обществознания области к работе по новым стандартам. Особое внимание было уделено в ходе курсов проблеме качества образования, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, формированию мотивации школьников, тому, какими должны быть современные учебники и оснащение кабинетов, чтобы работа "по-новому" из мифа превратилась в реальность.
    Для кого-то эта работа еще только предстоит, а для кого-то завершен первый год работы по ФГОС. Накоплен определенный опыт, которым поделились в рамках творческих мастерских и круглых столов учителя Вольского района в рамках КПК "Теория и методика преподавания истории и обществознания", которые завершаются сегодня.
    Безусловно, достижение нового качества образования - процесс непростой и длительный, однако многие творчески работающие учителя давно и успешно использующие активные и интерактивные стратегии преподавания, включая ИКТ, цифровые образовательные ресурсы, показывают высокие результаты ГИА и ЕГЭ, успешное участие учеников в различных конкурсах, олимпиадах.
    Важнейшую задачу стандартов – переход от обучения к учению, где ведущая роль принадлежит обучающемуся можно выразить формулой: «Как можно больше ученика, как можно меньше учителя». Именно такую модель взаимодействия между учениками и учителем продемонстрировала в открытом уроке руководитель РМО учителей истории и обществознания Вольского района Наталья Анатольевна Серяева. Учитель был действительно организатором процесса познания, использовав очень трудоемкую для педагога технологию веб - квест. Зато мы увидели, с каким увлечением работали старшеклассники, выполняя задания в группах, решая непростой даже для взрослых вопрос заключения брачного договора. Поиск аргументов "за" и "против" брачного контракта заставили старшеклассников задуматься, осмыслить полученную информацию, превратив ее в "живое знание"

    ОтветитьУдалить
  19. Действительно, подготовить урок в технологии веб-квеста, очень сложно. Требуется огромная подготовительная работа от учителя. Но поверьте –это дорогого стоит1 Когда ученики после урока подходят и спрашивают : «А еще такие уроки будут и когда?»
    И забываешь бессонные ночи и трудности , которые были в подготовке и уже есть новые задумки новых уроков в этой технологии.

    ОтветитьУдалить
  20. Спасибо Наталья Анатольевна за предоставленную возможность увидеть на практике как работает данная технология и за Ваши комментарии в разделе "разработки уроков с использованием ЭОР". Желаю Вам дальнейших творческих успехов в данном направлении.

    ОтветитьУдалить
  21. Спасибо , Ирина Леонтьевна за поддержку и помощь! На сайте ЦОР очень хорошее УМК по истории древнего мира .Сейчас скачиваю себе !!http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79c2c7af-e256-493a-a69d-121ed46ac044/116715/?

    ОтветитьУдалить
  22. 5 октября, по инициативе ЮНЕСКО, отмечается Международный день учителя. В эту субботу он совпадает со старым, известным еще с советских времен, праздником, который официально отмечался в первое воскресенье октября, а в педагогических коллективах по субботам. Во многих школах России дата празднования так и осталась - первая суббота октября.
    Всемирный день учителя будет праздноваться в этом году под лозунгом «Нам нужны учителя!».
    Почему нам нужны учителя? Потому что в мире наблюдается существенная нехватка квалифицированных преподавателей с педагогическим образованием, чья профессия пользуется поддержкой. А это является причиной, мешающей достичь качественно нового уровня в образовании. К 2015 г. потребуется восполнить нехватку 5,24 млн. учителей. Проблема заключается не только в том, что должен количественно возрасти прием учителей на работу, но и в том, что должно вырасти качество их преподавания.
    Качественное образование – это надежда и своего рода залог улучшения уровня жизни. Качество образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Нет более надежного фундамента для построения прочного мира и устойчивого развития, чем качественное образование и квалифицированные и заинтересованные в своей работе преподаватели, пользующиеся уважением и поддержкой.
    Желаю всем коллегам любознательных, трудолюбивых, ответственных и успешных учеников, которые и есть важнейший показатель качественного труда УЧИТЕЛЯ!!!!

    .

    ОтветитьУдалить
  23. Проблеме преподавания общественно-научных предметов в условиях перехода на ФГОС в основной и старшей школе была посвящена прошедшая 27-28 марта 2014 года межрегиональная научно практическая конференция, организованная кафедрой философии и методологии науки ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО" совместно с издательством Вентана -Граф.
    В конференции приняли участие авторы учебников истории, обществознания и географии из Москвы и Санкт-Петербурга. В пленарных выступлениях специалистов из Московского педагогического Государственного университета и Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена поднимались актуальные проблемы:
    - изменение подходов к результатам обучения;
    - соответствие стандарта второго поколения заданиям ЕГЭ;
    - соотношения умений и УУД;
    - содержание и методическое сопровождение современных учебников и проблема их экспертизы;
    - необходимость изменения системы курсовой подготовки учителей;
    - изменение организации УРОКА как основной формы обучения;
    - совершенствование средств обучения, включая ИКТ, цифровые ресурсы.
    Мастер-классы авторов учебников, обмен опытом педагогов в ходе практической части конференции предоставили каждому участнику конференции определить вектор своего профессионального развития.
    Итогом конференции стал выпуск сборника материалов, в котором авторы размышляют о проблемах качества образования, о том, как должна измениться традиционная система преподавания, каким должен быть современный учебник, система повышения квалификации , а также о том, как должен измениться учитель, утративший в условиях информационного общества монополию на формирование знаний и ценностей учащихся.
    Приглашаю участников конференции принять участие в обсуждении

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своими впечатлениями от конференции. Редко удаётся побывать на таком представительном, содержательном, актуальном, практикоориентированном мероприятии, узнать так много полезного и нужного для работы. Из пленарных заседаний особенно запомнились выступления Емелиной Н.П., которое задало направление дальнейшей работы конференции; Соболевой О.Б., которая подробно проанализировала базовые и нормативные документы в области преподавания общественно-научных дисциплин, обратив внимание собравшихся на самые актуальные вопросы их содержания; Ялынычева И.Н. о повышении профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС, что является актуальным как для начинающих, так и для педагогов со стажем. Очень полезным для меня было мастерски проведенное Ивановым О.В. и Глазуновым М.А. практическое занятие по информационным технологиям, обеспечивающим новое качество образования средствами линий УМК по истории и обществознанию системы «Алгоритм успеха» ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ». Большой интерес у меня и других учителей вызвали мастер-классы по педагогическим технологиям, повышающим мотивацию к учебе у учащихся и качество обучения в соответствии с новыми ФГОС, Соболевой О.Б. «Технология «Дебаты» и Каменчук И.Л. «Технология «Академическая дискуссия». Полезным был обмен опытом с коллегами-педагогами на «Круглом столе». Особая благодарность организаторам и гостям форума за возможность общения и обогащения своего практического педагогического багажа.
      Смирнова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания
      МБОУ «СОШ № 23» с УИОП, г. Энгельс Саратовская обл.

      Удалить
    2. Уважаемые коллеги! Присоединяемся к вышесказанным впечатлениям об услышанном на конференции 27- 28 марта. Впервые присутствовали на форуме такого уровня. Было необычайно интересно услышать авторов учебников издательства "Вентана- Граф" и преподавателей университетов г. Москвы и Санкт - Петербурга. Проблемы, освящённые на конференции не взяты с потолка, а являются насущным требованием времени. Запомнились выступления Соболевой О. Б. доцента кафедры методики обучения истории и обществознания РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт- Петербург. Живой эмоциональный язык, профессионализм, владение темой. умение аргументировать оппонентам свою позицию , актуальность затронутых ею вопросов, не оставили равнодушными сидящих в зале. Оказал практическую пользу и семинар - практикум "особенности структуры и содержания учебников по всеобщей истории. Сравнительный анализ учебников по истории в контексте ФГОС на примере учебника " История средних веков" 6 класс" представленный Землянициным В.А. к.и.н., доцентом кафедры всеобщей истории РГПУ им. А. И. Герцена. Мы получили практические навыки при выборе учебников в рамках ФГОС.
      28 марта ( второй день) самым запоминающимся выступлением было выступление Иванова О.В., к.п.н., доцента кафедры методики обучения истории и обществознания РГПУ им. А.И.Герцена, вызвавшего бурные обсуждения в зале. Его утверждение о необходимости уделения вниманию заучиванию дат обучающимися нашли поддержку присутствующих практикующих педагогов.
      В дополнение к услышанному нам предоставилась возможность составления тестов, с учётом требований ФГОС.
      Стандарты стали ближе!
      Слушатели курсов переподготовки учителей истории и обществознания Карпова М.Ю., Швачкина В.И, Холев М.А.

      Удалить
  24. Здравствуйте, уважаемые коллеги! От лица слушателей курсов переподготовки по специальности "История и обществознание" хотелось бы поблагодарить организаторов и участников межрегиональной научно-практической конференции за полезный педагогический опыт и полученную научную информацию. Особенно впечатлило выступление автора учебников по обществознанию Соболевой О.Б., которая сделала сообщение о регламенте преподавания общественно-научных дисциплин. Не менее интересным был мастер-класс, проведённый Землянициным В.А, где были представлены критерии оценки выпущенных учебников по "Истории Средних веков". На второй день работы секции учителей истории и обществознания в своём мастер-классе Иванов О.В. и Глазунов М.А. научили использовать программу для проведения тестирования, что позволяет современному учителю идти в ногу со временем.
    Хотелось бы, чтобы в качестве примера предусматривалась в процессе проведения конференции возможность посещения урока, на котором соблюдались бы все требования ФГОС.
    Тюменова Ольга Васильевна, учитель МКОУ-ООШ с. Ивановка Аркадакского района Саратовской области.

    ОтветитьУдалить
  25. Уважаемые коллеги! Мне выпала такая возможность побывать на научно-практической конференции такого масштаба.Своим опытом работы поделились с нами коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга,Саратова. Вопросы, которые рассматривались на конференции были актульными .Особенно полезным для меня был мастер-класс, проведенный Ивановым О.В. и Глазуновым М.А. по информационным технологиям.Интересно было познакомиться с авторами учебников по истории и обществознанию издательства "Вентана- Граф". Хочется выразить слова благодарности организаторам конференции за возможность общения и обмена опытом.
    МОУ "ООШ с. Раевка" Ефимова Анна Владимировна.

    ОтветитьУдалить
  26. Уважаемые коллеги. Научно-практическая конференция "Современные подходы к обучению предметам общественно-научных дисциплин в условиях перехода на новые стандарты основного и среднего образования" была проведена своевременно, т.к. имела практическую направленность для учителей, начинающих педагогическую работу в условиях новых стандартов.
    Участие практикующих авторов учебников издательского центра "Вентана-Граф" раскрыла новые возможности применения учебников общественных дисциплин в школе, ориентированных на системно-деятельностную технологию современного урока.
    Особое впечатление осталось от мастер-класса, проведенного Ивановым О.В., Глазуновым М.А. Компьютерные технологии составления тестов разного типа могут разнообразить работу на уроке, повысить мотивацию учащихся к обучению.
    Соболева О.Б. показала технологию "Дебаты", способствующую развитию активности, самостоятельности учащихся, их быстрому реагированию на быстро меняющиеся общественные условия.
    Спасибо организаторам и гостям конференции, оставившей хорошее впечатление от обмена теоретическим и практическим опытом с коллегами.
    Курякина Галина Федоровна, учитель истории и обществознания МОУ "СОШ с. Теликовка Духовницкого района Саратовской области".
    Чанаева Любовь Борисовна учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ с. Невежкино Лысогорского района Саратовской области".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Ирина Леонтьевна, читаю про мастер-классы, проведенные Ивановым О.В., Глазуновым М.А., а также Соболевой О.Б. и тоже захотелось в них принять участие, то есть научиться компьютерным технологиям составления тестов по истории и обществознанию и освоить технологию "Дебаты". А еще будут ли подобного рода мероприятия, такие интересные и актуальные мастер-классы. Они сейчас так нужны нам, историкам!

      Удалить
  27. Уважаемые коллеги! В рамках прохождения курсов переподготовки учителей истории и обществознания 27-28 марта 2014 года нам довелось принять участие в межрегиональной научно-практической конференции "Современные подходы к обучению предметам общественно-научных дисциплин в условиях перехода на новые стандарты основного и среднего образования". Материал конференции был очень насыщенным, так как представлял собой не только теоретическую часть, но и, что наиболее ценно - практическую часть. Интересно было послушать авторов учебников обществознания Соболеву О.Б., которая рассказала о новом содержании учебников, нацеленных на получение личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Иванов О.В. поделился некоторыми проблемами и тенденциями развития современной ситемы исторического образования. Особо им были отмечены трудности оценивания личностных результатов обучения. Коллегами из Санкт-Петербурга были даны мастер - классы, в которых мы -учителя приняли активное участие. В мастер классе Иванова О.В. "Информационные технологии" , мы научились работать в КТС. Эту систему можно активно применять на уроках при проверке умений и знаний обучающихся. А Ольга Борисовна провела с нами урок в технологии "Дебаты". На данном примере мы убедились в эффективности данной технологии при решении проблемных вопросов в старших классах. Хотелось бы поблагодарить коллег из Санкт-Петербурга и организаторам конференции представителям СарИПК и ПРО кафедры ФИМН за совместную, плодотворную работу.
    Нахова Г.Л. учитель истории и обществознания МОУ"СОШ с. Синодское Воскресенского района Саратовской области"
    Архипова Н.А. учитель истории и обществознания МОУ "СОШ с. Дмитриевка Новоузенского района Саратовской области"

    ОтветитьУдалить
  28. Уважаемые коллеги! Спешим поделиться своими впечатлениями от конференции. Последнее время мало проводится таких содержательных мероприятий для учителей истории и обществознания. Особенное впечатление произвело выступление Иванова О.В., к.п.н., доцента кафедры методике обучения истории и обществознания РГПУ им. А.И.Герцена
    г. Санкт - Петербурга, который затронул проблемы и доступно рассказал о тенденциях развития современной системы школьного исторического образования. Методика составления тестовых заданий с использованием ИКТ, предложенная Ивановым О.В. на своем мастер- классе очень полезна и дает реальный деятельностный подход в индивидуальном обучении учащихся с выходом на ожидаемый результат. В рамках конференции прошел замечательный мастер - класс Соболевой О.Б. "Технология "Дебаты" и Каменчук И.Л. "Технология "Академическая дискуссия", где можно было самим принять активное участие. Хотим отметить отдельно профессиональную работу модераторов Петровича В.Г. и Каменчук И.Л. по организации круглых столов. Особенная благодарность организаторам за предоставленную возможность пообщаться с коллегами из школ Саратовской области.
    Сапрыкина Эльвира Эдуардовна, учитель истории и обществознания МКВ (С) ОУ "В(С)ОШ№6" г. Энгельс Саратовской области
    Сидоркина Лариса Вячеславовна, учитель истории и обществознания МБОУСОШ№2 им. Героя Советского Союза Шамаева П.С. г. Петровск Саратовской области

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые коллеги! Закончились курсы повышения квалификации по теме "Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в условиях модернизации" по накопительной системе. Очень понравилась организация учебного процесса с перерывами для самостоятельной работы. Задания для работы дома позволили проработать современные документы и наиболее важные вопросы методики преподавания истории и обществознания. Порадовал и небольшой объем предлагаемых работ.
      В ходе курсов мы получили много ценного материала от преподавателей кафедры по структуре современного урока в соответствии с ФГОС. Историко-культурный стандарт и концепция духовно-нравственного развития были прокомментированы преподавателями и проиллюстрированы интересными примерами. Очень интересным был научно-практический семинар "Формирование культурной памяти при изучении событий Второй мировой войны и феномена Холокоста". Отдельное спасибо куратору курсов Каменчук И.Л. за организацию курсов.
      Рудь Н.В. учитель истории и обществознания МОУ СОШ №73 г.Саратова

      Удалить
    2. Уважаемые коллеги, желаем поделиться впечатлениями от прохождения КПК по накопительной системе "Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в условиях модернизации", проведенные кафедрой философии и методологии науки..В рамках курсовой подготовки нам посчастливилось стать участниками Межрегионального научно- практического семинара посвященного памяти Холокоста.Гостями и участниками семинара были Альтман И.А., Анисимова Н.В., выступления которых произвели на нас огромное впечатление.Опыт учителей поделившихся системой работы над данной темой мы будем обязательно использовать. Лекции преподавателей кафедры, проводившиеся и в интерактивном режиме прививали навыки работы в условиях ФГОС второго поколения. Огромная благодарность куратору Каменчук И.Л. за высокий профессионализм и творчество в организации курсов и мероприятий , имеющих высокую практическую направленность.
      Слушатели КПК Дьяченко Н.В., Сологубова Л.Н.,Смирнова О.Н.,Кайбалиева А.Н.,Панкратова Н.Ф.

      Удалить
    3. Уважаемая Ирина Леонтьевна! Во-первых, огромное спасибо Вам за то, что Вы подняли такую актуальную тему, как феномен Холокоста. Ведь в учебниках истории о ней всего лишь навсего несколько строчек и все. Во-вторых, спасибо за то, что мы- историки г. Балакова и Балаковского района смогли приобрести книгу "Формирование культурной памяти при изучении событий Второй мировой и Великой Отечественной войн:феномен Холокоста". Работа продела просто колоссальная. Столько интересного и полезного материала. А какие исследования провели дети! Особенно ценно, что в сборник включены и уроки, и внеклассные мероприятия, которые можно провести с обучающимися.Опыт коллег по данной проблеме бесценен, статьи профессора И. Альтмана, сотрудников музеев Санкт-Петербурга, Москвы, педагогов Саратовской области, особенно опыт работы в заграншколах г. Мьянме, г. Берлина, г.Хадера. Да, посчастливилось действительно тем, кто стали участниками Межрегионального научно-практического семинара, посвященного памяти Холокоста. Все-таки читать книгу -это одно, а видеть и слышать совсем другое. Но есть брошюра- а это немало, практическое руководство к действию. Прочитала ее от корки до корки, потрясена до глубины души. Дети обязательно об этом знать должны.Им нужно об этом рассказывать, проводить Уроки Памяти,внеклассные мероприятия, а это и будет путь к толерантности.

      Удалить
  29. Уважаемая Ирина Леонтьевна! Я с большим удовольствием посетила курсы повышения квалификации по накопительной системе учителей истории и обществознания на тему "Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в условиях модернизации образования". Побывав на этих курсах я приобрела определенный опыт, которым буду делиться с коллегами в своем учебном заведении. Много полезного и нужного я взяла для своей работы. Особого внимания заслуживают научно - практический семинар "Формирование культурной памяти при изучении событий Второй мировой и Великой Отечественной войн: феномен Холокоста", межрегиональная научно-практическая конференция "Современные подходы к обучению предметам общественно-научных дисциплин в условиях перехода на новые стандарты основного и среднего образования". На курсах я получила возможность пообщаться с коллегами, преподающими гуманитарные дисциплины, обменяться опытом работы. Спасибо всем преподавателям кафедры философии и методологии науки и отдельное спасибо куратору Каменчук И.Л.!
    Мазничко Ирина Георгиевна, преподаватель гуманитарных дисциплин ГАПОУ СО "Базарнокарабулакский техникум агробизнеса"

    ОтветитьУдалить
  30. Уважаемые коллеги! В период прохождения курсов повышения квалификации учителей истории и обществознания обсуждались наиболее необходимые, на мой взгляд, вопросы в преподавании предметов. Темы всех лекций носили практический характер. Данные занятия помогли разобраться в тех требованиях, которые выдвигают ФГОС к современному уроку истории. Особого внимания заслуживает межрегиональная научно-практическая конференция "Современные подходы к обучению предметам общественно-научных дисциплин в условиях перехода на новые стандарты основного и среднего образования", в рамках которой были затронуты проблемы современной школы. Особо важным было то, что были проведены мастер-классы, где учителя были не просто слушателями, а приняли активное участие в работе, что несомненно поможет эти знания применить на практике.Большое спасибо кафедре философии и методологии науки и куратору Каменчук И.Л.

    ОтветитьУдалить
  31. Уважаемые коллеги! На курсах учителя истории и обществознания получили огромный материал по структуре современного урока в соответствии с ФГОС, участвовали в различных мероприятиях: это и семинары, и мастер-классы, научно-практические конференциии. Хочу поделиться своими впечатлениями от конференций по ХОЛОКОСТУ и конференции, организованной кафедрой философии и методологии науки ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО" совместно с издательством Вентана -Граф.Последнее время мало проводится таких содержательных мероприятий для учителей истории и обществознания. Особенное впечатление произвели выступлениия И.А. Альтмана, который в доступной форме , эмоционально рассказал о Холокосте, Иванова О.В., к.п.н., доцента кафедры методике обучения истории и обществознания РГПУ им. А.И.Герцена
    г. Санкт - Петербурга, который затронул проблемы и доступно рассказал о тенденциях развития современной системы школьного исторического образования, дал анализ учебников по истории Средних веков. Хочу отметить отдельно профессиональную работу модераторов Петровича В.Г. и Каменчук И.Л. по организации круглых столов. Особенная благодарность организаторам за предоставленную возможность пообщаться с коллегами из школ г. Саратова и Саратовской области.Хочется поблагодарить руководителя курсов И. Л. Каменчук за организацию курсов и возможность учителям поделиться опытом.
    С уважением Ефанова Татьяна Авенировна, учитель истории и обществознания МОУ "ООШ№57" г. Саратова

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа курсов организована в соответствии с требованиями современных реалий жизни Были определены направления духовно -нравственного развития как ключевая задача государственной политики На конференции по теме Холокост показаны трагические события Великой отечественной войны как историческая память это дало толчок к проведению в МОУ -СОШ с ПОДЛЕСНОЕ круглого стола среди старшеклассников по Холокосту.Курсы дали много материала по формированию УУД в рамках Второго поколения стандартов.Спасибо Каменчук Ирине Леонтьевне за профессионализм и доброжелательность. Ветянкина О.Ф.

      Удалить
  32. УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ПОЛЬЗУЯСЬ СЛУЧАЕМ СПЕШИМ, ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ О КУРСАХ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ ПО НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ, ПРОХОДИВШИХ С ФЕВРАЛЯ ПО АПРЕЛЬ 2014Г. Хочется отметить важность таких курсов для учителей предметников
    1.Тематика курсов является востребованной для учителей истории
    2.Лекторы являются экспертами ЕГЭ и членами жюри научно практических конференций
    3.Практическая значимость курсов повышается возможностью получать необходимую информацию в электронном виде
    4.Высокий уровень подготовки лекторов. Все преподаватели знают проблемы школьного курса истории
    5.Возможность обратной связи с узкими специалистами при организации НИР
    Наша цель на курсах повышения квалификации - определить свои профессиональные дифициты в области теории и методики преподавания истории и обществознания, наметить проблемы и спланировать дальнейшее свое самообразование. Считаем , что данная цель была достигнута.
    Хочется сказать преподавателям кафедры ФиМН -спасибо. Ваши курсы для нас -это начало качественного этапа самореализации.
    Учителя истории Новобурасского района Кондрахов В.В., Серова Е.А., Лашина И.А., Дрюпина И.Г.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Выражаю огромную благодарность куратору курсов учителей истории и обществознания Каменчук Ирине Леонтьевне за возможность встречи с интересными людьми. На курсах был получен большой материал по новым образовательным стандартам по методике преподавания истории и обществознания который пригодится в работе.

      Удалить
    2. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за профессиональную оценку пройденных вами курсов. Всегда волнительно начинать новое дело. Переход на ФГОС, введение Историко-культурного стандарта неизбежно влечет модернизацию программ курсовой подготовки. При разработке содержания и методического обеспечения программы "Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в условиях модернизации" авторы исходили из необходимости максимального учета тех практических задач, которые предстоит решать учителям. Основаниями для определения содержания образовательной программы явились базовые принципы отечественного образования: фундаментальности, ценностного подхода к проектированию содержания образования, открытости, доступности, вариативности, закономерностей обучения взрослых.
      Реализация программы предполагала открытость позиции всех участников, готовность к организации совместного анализа педагогической деятельности, обсуждения оснований и способов деятельности, обращенность к личности педагога, его способности «работать» со своим опытом.
      Вашу положительную оценку изменения системы повышения квалификации с учетом требований ФГОС, включение встреч с академическими учеными, авторами УМК можно рассматривать как важнейший фактор повышения эффективности преподавания истории и обществознания, которое невозможно без осуществления педагогической рефлексии и непрерывного профессионального развития педагога.
      Надеюсь, Вы будете постоянными участниками нашего блога!
      Желаю Вам творческих успехов, реализации новых идей, успешных и любознательных учеников!

      Удалить
  33. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  34. Уважаемые коллеги! Являясь участниками курсов повышения квалификации учителей истории города Балаково (апрель-май 2014), мы хотели бы поделиться своими впечатлениями.
    1. Следует отметить хорошую организацию и высокий профессионализм преподавателей (Каменчук И.Л., Аристархову Е.В., Петровича В.Г., Самсонова С.И.) .
    2. Учитывая сложности и трудности работы по подготовке к ГИА, очень полезным оказался тренинг, связанный с проверкой части С в КИМах по обществознанию.
    Хотелось аналогично поработать с частью С по истории.
    3. Если на курсах по ФГОС 2012 года мы рассматривали подготовку к уроку с позиции УУД, то в 2014 году акцент при планировании учебных занятий был сделан на ожидаемые результаты, что сделало моделирование урока более логичным, основательным, понятным.
    4. Понравилось занятие Аристарховой Е.В., где разбиралась технология критического мышления: глубокое знакомство с содержанием теории технологии, приёмами и методами, её практическое применение на уроке.
    5. Историко-культурный стандарт был подробно рассмотрен Петровичем В.Г., что позволило осознать его содержание и практическую направленность.
    6. Выражаем благодарность Самсонову С.И. за анализ Закона об образовании 2013 года.
    7.Участвуя в работе тренинга Каменчук И.Л., где объектом исследования и анализа стал школьный учебник, смогли сориентироваться в многообразии требований к учебной литературе.
    8. Ничто не бывает полезнее опыта друг друга, полученного в живом неформальном общении: работа в группах, мастер-класс коллег.
    9. Особенно хочется подчеркнуть практическую направленность курсов.
    Папенина Е.Н.
    Зеленова И.В.
    Чуйкина Е.Н.
    Золотарёва Т.А.
    Селифонова Н.Л.
    г. Балаково Саратовская область

    ОтветитьУдалить
  35. Уважаемые коллеги! Хотим поделиться впечатлениями о пройденных курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания г.Балаково и района. Нормативно-правовая база исторического образования в соответствии ФГОС была освещена полно и подробно. Рассмотрены методические аспекты подготовки к ГИА в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно была раскрыта тема духовно-нравственного развития и воспитания. Были проведены практические занятия, которые помогли освоить теорию критического мышления, подробно были рассмотрены УУД. Особой ценностью некоторых занятий является их интерактивная форма проведения. Хотелось бы на очередных курсах пройти подготовку по психолого-педагогическим вопросам участников образовательного процесса. Полученный на курсах опыт позволит нам проводить уроки в соответствии с новыми требованиями.
    Создать на курсах доброжелательный микроклимат,
    Максимально расположить к работе смогли.
    Интересные темы для обсуждения предложить,
    Историко-культурный стандарт обсудить,
    Стратегии интерактивные и активные, эмоции были самые позитивные.
    Главные проблемы, главный курсов вопрос - реализация ФГОС.
    Работа проделана и по практике колоссальная,
    Учились формировать УУД универсальные,
    Лекции содержательны, эмоциональны, занимательны,
    Очень поучительны,нужны и воспитательны.
    Преподаватели прекрасные, а специалисты просто классные!
    Знают толк в педагогике и в инновационной методике.
    Спасибо вам за ум, профессионализм, мастерство,
    За честь, за то, что такие преподаватели на кафедре ФИМН есть!
    Это профессионалы своего дела, об этом заявляем смело!
    Коннова Н.Б., Стрелкова А.Ю., Биктимирова М.Р., Быкова С.Н., Белова Н.Н., Строков П.Ю., Полынина А.В., Чурикова Л.В., Андрейцева И.В., Глумаков В.Н., Наумова Т.Б.

    ОтветитьУдалить
  36. Современные образовательные технологии – дань моде или…? Скорее всего или.. и никакая это не дань моде. Если уж говорить, то я бы сказала дань времени.
    Думаю, что сегодня не один из нас не стал бы смотреть старый, цветной телевизор, не говоря уже о черно-белом. Почему? Да потому что есть новые современные ЖК "Плазма" Кто же захочет новое менять на старое? Скорее наоборот, но такое редко бывает. В мире все меняется, вот и мы уже в ХХI веке живем. И нельзя стоять на месте, нужно двигаться вперед, идти в ногу со временем, а значит и урок должен быть современным, и учитель, и ученик и, следовательно, современным не сделаешь и не проведешь урок без современных педагогических технологий. Мы же не "в каменном веке" живем. Современные педагогические технологии способствуют эффективности качества знаний, интенсифицируют процесс обучения, развивают познавательную активность. Думаю, что просто нужно ученика грамотно научиться пользоваться источниками, извлекать, обрабатывать информацию, а также другими современными средствами обучения. А какой теперь богатый материал у нас есть и ИКТ, ЭОР, виртуальные экскурсии... Я согласна, что в музей если он есть, лучше сходить, чем посмотреть виртуально. Но, а если у детей с педагогом нет такой взможности. Вот как у нас, например, мы живем в 60 км от города.Как быть тут. И вот нам подспорье, пожалуйста, виртуальный обзор экскурсий и т.д. ввела в практику видеоуроки. Скажу честно, нужны и полезны, детям нравчятся. Кстати, последний провела интегрированный видеоурок с учителем литературы 8 мая "Память за собой позови". Приехала с курсов из г. Балакова и как говорят, с корабля на бал. Мурашки шли по телу, слезы на глазах. А главная оценка детей: "Здорово, классно!" А нам приятно и радостно, вот он маленький миг счастья учительского.
    Что касается применения технологий. Я считаю, что нужно применять разные и владеть тоже должен настоящий современный учитель многими и в совершенстве. Конечно, не на одном уроке стараться "запихать" как можно больше и считать, что все дала современный урок. Конечно же нет. Ко всему нужно подходить рационально! Разумно, дорогие коллеги. Винегрета никакого не будет. Пробовала! Конечно не все, с многими еще предстоит познакомиться и я о них толко слышала. Как например, квесты. Хотелось бы тоже больше бывать на уроках коллег. С удовольствием побывала бы на уроке, о котором прочитала у Н.А. Серяевой , учителя истории и обществознания из СОШ №6 г. Вольска. Ничто не может заменить живого настоящего профессионального современного урока. Можно рассказывать и пересказывать, все это не то, а нужно просто т увидеть. Можно использовать и одну и две, только все тщательно продумать, так чтобы все было единое целое и органически вплеталось в урок. Мне нравится теория критического мышления, интерактивное обучение, исследовательский и проектный методы. Вот с ними как-то чаще работаю, может и не очень это хорошо. Но стараюсь внедрить и другие.... Потихоньку, постепенно. Уже составила укок, на которм хочу применить коллаж ( это с курсов КПК). У каждого есть своя изюминка, даже с технологиями. Вот с квестами теперь загорелась, хочу научиться во что бы то ни стало! Я могу ошибаться, но вот такое мое видение по данному вопросу.
    С уважением

    ОтветитьУдалить
  37. Уважаемая Наталья Борисовна! Спасибо за Ваши размышления относительно обозначенной в блоге проблемы достижения современного качества преподавания истории и общество знания. Особенно приятно, что полученный в рамках курсов опыт Вы творчески при меняете в своей профессиональной практике. Очень хочется познакомиться с разработкой проведенного мероприятия " Память за собой позови". Поздравляю Вас с праздником Победы! Желаю мира, добра, благополучия Вам и вашим близким!

    ОтветитьУдалить
  38. Уважаемая Ирина Леонтьевна! Здравствуйте! Хочу еще несколько слов добавить. При использовании ИКТ у меня существует еще одна проблема -проблема владения в совершенстве ИКТ. Так хочется уметь больше и лучше, чем ты можешь. Не знаю, как другие педагоги, а я ограничена пока. Вот если бы были такие универсальные курсы, на которых обучали владению ИКТ, было бы очень здорово. Приходится все в Интернете забивать, искать, даже, простите, частенько методом "тыка" действовать, что называется. А куда деваться, ведь нужно это нам очень, как глоток воды. Вот сейчас лето, отпуск, и я хочу научиться, записываюсь на все дистанционные курсы, на какие только могу, может, что и получится. Конечно лето не самое подходящее время, так как у людей тоже отпуска, и они хотят отдохнуть, но увы, когда начнется новый учебный год будет еще сложнее и труднее. Хочется и ЦОР научиться свои делать, но одного желания, наверное, мало.
    Но будем оптимистически смотреть на эту проблему и надеюсь, что ее удастся решить в скором будущем. Хорошего Вам отпуска, Ирина Леонтьевна!

    ОтветитьУдалить
  39. Добрый день, Наталья Борисовна! Хотелось бы уточнить, какие курсы по информационным технологиям Вас интересуют. В институте на кафедре информатизации много интересных предложений. Вы можете познакомиться с программами на сайте института. Тем более, что осенью будет проходить прием заявок на 2015 год.
    Надеюсь, отпуск прошел плодотворно и Вам удалось отдохнуть и профессионально подготовится к новому учебному году!!!

    ОтветитьУдалить
  40. Ирина Леонтьевна, здравствуйте. Да, отпуск прошел плодотворно, совмешаем как можем приятное с полезным. Уже готовимся к новому учебному году: и над уроком про Первую мировую войну думаем на 1 сентября, (кстати много материла я нашла на федеральном портале "История России"), и выступление на методическом объединении готовим. Вообщем, в работе и заботе.
    Что касается курсов, то не знаю есть ли такие, где можно научиться делать плейкасты, тригеры и другие разные штучки в Презентации к урокам, самим все научиться делать не обычные простые Презентации, как можем и умеем, а профессионально, виртуальные экскурсии создавать о своем городе, крае, селе и т.д. Спасибо за рекомендации, обязательно ознакомлюсь, надеюсь что-нибудь подберу себе на кафедре информатизации.
    А у Вас как прошел отпуск? Думаю, тоже хорошо. Удачи Вам и всего самого светлого, доброго.

    ОтветитьУдалить
  41. Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас присоединиться к обсуждению прошедшей 6 октября 2014 года межрегиональной конференции "Культура, духовность, образование: аспекты взаимодействия",организованной кафедрой гуманитарно-эстетического образования ГАУ ДПО "СОИРО". На пленарном заседании конференции рассматривались следующие актуальные проблемы гуманитарного образования:
    - методологические подходы к изучению вопросов культуры в школьных курсах истории (Искровская Л.В., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания истории и обществознания РГПУ им. А.И. Герцена);
    - роль художественной литературы и искусства в формировании гуманистического мировоззренияна уроках обществознания (Соболева О.Б., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания истории и обществознания РГПУ им. А.И. Герцена);
    - культурологические аспекты преподавания истории в контексте историко-культурного стандарта (Мишина И.А., академия повышения квалификации,
    г. Москва).
    Проекту "Большое чтение в Саратовской области" было посвящено выступление директора Областной универсальной научной библиотеки Канушиной Л.А.
    На Секционных заседаниях конференции педагогами области обсуждались практические аспекты изучения вопросов культуры на уроках истории и обществознания, перспективах использования музейной педагогики в воспитании духовно-нравственной личности гражданина России, а также культурно-конфессиональным традициям в образовательном пространстве совеменной школы. По итогам конференции планируется издание сборника статей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конференция "Культура, духовность, образование: аспекты взаимодействия" была очень информационно содержательной. Выступление Соболевой Ольги Борисовны, Искровской Людмилы Владимировны, Мишиной Ирины Анатольевны, Ялынычева Ивана Николаевича затронули актуальные аспекты преподования истории и обществознания в рамках нового образовательного стандарта. Выступающие познакомили слушателей с современными педагогическими технологиями и подходами в преподавании истории и обществознания. Очень продуктивной была работа по секциям, когда на четырех площадках все участники поделились практическим опытом и своими наработками. Большое спасибо организаторам конференции.
      С уважением учителя: МАОУ "Лицей №36" Вдовенко Ю.В.,МБОУ "ООШ № 19 с. Ключи Красноармейского района" Лукьянов С.А., МОУ "СОШ№77" Трошина Т. В., МБОУ "СОШ №3 г. Красноармейска".

      Удалить
    2. Уважаемые коллеги! Мы хотели бы поделиться своими впечатлениями от конференции. Особое впечатление произвело выступление Мишиной Ирины Анатольевны,доцента кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права ФГАОУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" г. Москва, Соболевой Ольги Борисовны, к.п.н., доцента кафедры обучения истории и обществознания ФГБОУ ВПО "РГПУ им. А.И.Герцена" г. Санкт - Петербурга, которые затронули культурологические аспекты преподавания истории и обществознания в контексте ИКС.
      Мы приняли участие в работе секции "Культурно - конфессиональные традиции в образовательном пространстве современной российской школы" под руководством Самсонова С.И. и Аристарховой Е.В. Хотелось бы отметить выступления Лашиной И.А. "Использование народной педагогики", Адылгиреевой А.Б. "Конфессионально - культурные традиции ислама".
      Хотим отметить отдельно профессиональную работу модераторов Петровича В.Г. и Каменчук И.Л. по организации круглых столов. Особенная благодарность организаторам за предоставленную возможность пообщаться с коллегами из школ Саратовской области.

      Мосолова С.С., учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ № 18" г. Энгельса Саратовской области;
      Калошина О.В.,учитель истории и обществознания МБОУ "ООШ с. Титоренко" Энгельсского района Саратовской области;
      Молокоедова Ю.Т., учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ № 23" г. Энгельса Саратовской области;
      Маслова Т.В.,учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ № 1" г. Энгельса Саратовской области;
      Сапрыкина Э.Э., учитель истории и обществознания МКВ "СОУ "В(С)ОШ № 6" г. Энгельса Саратовской области;
      Давыдова О.В., учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ № 20" г. Энгельса Саратовской области;
      Каменская Е.Ю., учитель истории и искусства МАОУ "Гимназия № 3" г. Саратов.

      Удалить
  42. Выступления на конференции всех докладчиков произвели большое впечатление своим глубоким содержанием и методическим мастерством. Яркая, эмоциональная речь,глубина анализа,актуальность раскрываемых проблем и связь с жизнью стали для нас ориентиром в нашей дальнейшей деятельности. Убеждены ,что эти знания помогут нам глубже вникнуть в современные стандарты образования. Севрюгин В.В.,Мельниченко А.О., Клячко В.Г.

    ОтветитьУдалить
  43. Конференция порадовала нас актуальностью обсуждаемых вопросов. Особенно интересным показалось выступление И.А. Мишиной, которая осветила по-новому вопрос о цивилизационном подходе в рассмотрении исторических процессов и расширила теорию Тойнби об ответе и вызове. Работа секций заинтересовала новыми подходами по вопросам методологии преподавания, которые захотелось использовать на практике. Кровякова О.В., Жанжагулова Г.К., Лапаксина О.В.

    ОтветитьУдалить
  44. Уважаемые коллеги! Ирина Леонтьевна! Доброе время суток! Что Вы знаете и думаете о новом едином учебнике по истории?
    Единый учебник истории, написанный согласно новому историко-культурному стандарту, согласован с международным сообществом. Об этом сообщила заместитель министра образования РФ Людмила Огородова, которая прибыла в Хабаровск для участия в конференции педагогов.

    - Мы впервые сегодня получили учебник истории, в котором все исторические факты фундаментально выверены и согласованы с международным научным сообществом. Там нет разночтений в событиях и в интерпретациях событий. Они будут излагаться так же, как принято во многих европейских странах, - сказала Огородова.

    В своём выступлении она добавила, что в новой системе образования сделана ставка на патриотическое воспитание.

    - В новых программах воспитания ребенок растет, узнавая о родном доме и крае, о России, исследуя их, и эти знания позволят ему в будущем не уезжать с малой родины, а оставаться, - пояснила Огородова.

    ОтветитьУдалить
  45. Общественный и научный интерес к преподаванию истории России сыграл положительную роль в создании новых учебников истории. Так, по поручению президента В.В. Путина в 2013 году начата разработка Историко-культурныого стандарта, которая завершилась в 2014 году. ИК стандарт содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и персоналий. ИК стандарт вошел в Концепцию нового УМК по отечественной истории,положенной в основу создания новых учебников. В ФПУ, который утвержден приказом Минобрнауки от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников..."Протокол заседания Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки РФ от 15.05.2015 № НТ-16/08пр
    Из федерального перечня учебников исключены все ранее входившие в него учебники по истории России.
    Содержание Протокола № НТ-16/08пр и Приложений 1 и 2 однозначно трактует включение в федеральный перечень трех линий УМК по истории России для основной школы "Дрофа", "Просвещение"(Издательства:"Дрофа", "Просвещение", "Русское слово")и двух линий для старшей ("Дрофа", "Просвещение").
    По данным учебникам российские школы начнут работать с сентября 2016 года. Одновременно с бумажнами версиями учебников разработаны электронные формы учебников, с которыми можно познакомиться на сайтах Издательств.
    Кафедра гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО "СОИРО" разработала программу повышения квалификации "Обучения истории в рамках Историко-культурного стандарта" продолжительностью 72 часа. Также вопросы перехода на новые учебники истории России включены во все программы КПК учителей истории и обществознания на 2016 год.
    Необходимость создания новых учебников истории России продиктовано развитием мировой исторической науки, накоплений новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.
    Предлагаю начать обсуждение новых учебников, а также высказать профессиональное отношение к электронным формам учебников.

    ОтветитьУдалить
  46. 27 января 2016 г. в конференц-зале института состоялся круглый стол «Холокост: исследуем во имя будущего», приуроченный к 71-й годовщине освобождения концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим), Международному дню памяти жертв Холокоста, который организован кафедрой гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» совместно с ГУК «Областная универсальная научная библиотека». Подробно с информацией можно ознакомиться на сайте института по ссылке http://soiro.ru/news/2016/01/28/holokost-issleduem-vo-imya-budushchego
    О том, почему именно Освенцим стал символом Холокоста можно узнать из интервью профессора Российского государственного гуманитарного университета Ильи Александровича Альтмана http://www.otr-online.ru/programmi/ot-pervogo-litsa-13688/ilya-altman-35001.html
    Важной частью подготовки круглого стола стала виртуальная выставка литературы на сайте института из фондов областной универсальной научной библиотеки «Холокост: история, судьбы, память» http://soiro.ru/vystavka-holokost. Данный проект, по мнению организаторов, поможет в будущих исследованиях истории Великой Отечественной войны и Холокоста.

    ОтветитьУдалить